И воскресшаго в третий день, по Писанием.
В пятом члене Символа веры говорится о воскресении Иисуса Христа на третий день после Его смерти. Так как в писаниях пророков Ветхого Завета было подробно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, то потому и сказано: по Писанием (по писаниям). Слова по Писанием относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Символа веры. Иисус Христос умер в Великую пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени воскресеньем. Иисус Христос восстал из мертвых Сам, силою Своего Божества, воскрес в преображенном Своем теле: небесном и бессмертном. Он вышел из гроба, не трогая синедрионовой печати, не отваливая камня, невидимо для стражи. Господь открыл людям о Своем воскресении сначала через ангела, который отвалил камень от двери гроба, свидетелями чему были воины, охранявшие гроб и разбежавшиеся от страха. Потом ангелы возвестили о воскресении Иисуса Христа женам мироносицам. И, наконец, Сам Иисус Христос в продолжение сорока дней неоднократно являлся ученикам Своим, со многими верными доказательствами Своего воскресения (давал ученикам трогать раны Свои от гвоздей и копья, ел вместе с ними, беседовал и т. д.). В день Воскресения Христова мы поем: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". Своею смертью Господь победил смерть, а всем, находящимся в гробах, т. е. мертвым,— жизнь даровал. Теперь Господь навеки пребывает в этом новом, воскресшем, теле. Также в новом воскресшем теле пребывает и Божия Матерь, Которую воскресил Господь после Ее успения. Люди же все получат такое новое воскресшее тело уже при втором пришествии Спасителя, когда будет всеобщее воскресение (о котором говорится в 11-м члене). Исполнилось, таким образом, пророчество, сказанное через пророка Осию: "От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа!" (Ос. 13,14). БЕСЕДА О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТОВОМ Воскресение Христово есть величайшее мировое событие, потому христиане и заменили им празднование ветхозаветной субботы. Воскресение — торжество, смысл и основание нашей христианской веры. "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша",— говорит апостол Павел (1 Кор. 15,14). Истина воскресения Христа Спасителя состоит в том. что воскрес Богочеловек. Он воскресил воспринятую на Себя плоть человеческую и таким образом преобразил человеческое естество в духовное, божественное, для вечной жизни с Богом. В этом и заключается победа Спасителя над смертью для всего рода человеческого. Телесное воскресение Спасителя есть исторический, реальный факт. Вот его свидетельства: Христос предсказывает о воскресении Своем (Мф. 16,21; 20,19; Мк. 9,9).Воскресший Сам свидетельствует об этом событии (Лк. 24, 46). Он является видимым образом: утром в воскресенье Марии Магдалине (Мк. 16,9); тогда же женщинам,идущим от гроба (Мф.28, 9);Петру вблизи Иерусалима (Лк. 24, 34); двум ученикам, шедшим в Еммаус (Лк. 24, 13); вечером воскресенья апостолам, кроме Фомы (Ин. 20, 19); через неделю вечером всем апостолам (Ин. 20, 26); через несколько дней при море Тивериадском семи ученикам (Ин. 21,1-3); немного спустя—на горе близ Галилеи 11 апостолам (Мф. 28,16); 500 верующим (1 Кор. 15,6); брату Своему по плоти — Иакову и всем апостолам (1 Кор. 15, 7); во время вознесения на горе Елеонской всем апостолам (Лк. 24, 50); апостолу Павлу (1 Кор. 9,1; 15, 8); первомученику архидиакону Стефану (Деян. 7, 55). Ест и пьет с учениками(Лк.24,42). Показывает руки и ноги, с ранами от пригвождения ко кресту (Лк. 24,40). Дает наставления (Мф. 28, 18; Мк. 16,15; Лк. 24,17; Ин. 21,15; 20,21; Деян. 1,7). Путешествует с апостолами (Лк. 21,15). Ему поклоняются мироносицы и 11 учеников (Мф. 28, 9, 17). Это событие подтверждают римские воины, караулившие гроб (Мф. 28,11).