Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
В девятом члене Символа веры говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших,"ибо у Бога все живы" (Лк. 20, 38), соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый же в отдельности православный христианин называется членом или частью Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться и которое называется храмом Божиим. Иисус Христос поручил видимое устройство и управление Церковью святым апостолам, а затем их преемникам — епископам, и через них невидимо управляет ей. Господь Иисус Христос есть единый истинный Глава Церкви и никакой другой главы в истинной Церкви Христовой нет и быть не может. Иисус Христос Глава, а Церковь есть духовное тело Христово. Святой апостол Павел говорит: "как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" (1 Кор. 12,12-13). "Он (Иисус Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Церкви)" (Еф. 4, 11-12). Иисус Христос сказал, что Церковь Его никем не победима, она пребудет вечно: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18). "Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28, 20). Истина Божия — Божественное учение — хранится в единой Церкви Христовой: "Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15). Кто повинуется Церкви, тот повинуется Самому Христу, а кто не повинуется и отвергает ее, тот отвергается Самого Господа. Если кто "Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь", — сказал Сам Господь (Мф. 18, 17). Церковь Христова едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Она имеет и одну цель — освящать людей, одно и то же Божественное учение, одни и те же таинства. Потому Церковь распадаться или разъединяться на части не может. От нее могут отпадать или отделяться еретики или раскольники, но они перестают быть членами Церкви, а Церковь от этого не перестает быть единой. Единство Церкви обязывает всех нас "сохранять единство духа в союзе мира" (Еф. 4, 3). Существование отдельных поместных Православных Церквей, как Иерусалимской, Константинопольской, Антиохийской, Александрийской, Русской и других, нисколько не нарушает единства Церкви Христовой. Потому что все они являются членами одного тела — единой Церкви Христовой (вселенской) — все одинаково исповедуют, имеют общение в молитвах и святых таинствах Церковь Христова Святая, потому что она освящена Самим Господом Иисусом Христом: Его страданиями, Его Божественным учением и установленными Им святыми таинствами, в которых подается верующим благодать Святого Духа. "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее" (Еф. 5,25-26). Святость Церкви не нарушают христиане своею греховностью, так как они всегда могут себя очищать через таинство покаяния. Если же кто остается нераскаянным грешником, то он видимо или невидимо отлучается от Церкви. Церковь Христова Соборная. Соборность есть единодушие всех истинно верующих, православных христиан, скрепленное любовию Христовой и Благодатию Духа Святого. Соборная Церковь не ограничена ни пространством, ни временем, ни народом, и она заключает в себе всех истинно верующих всей вселенной. Потому она еще называется вселенскою. Единая, Святая, Соборная Церковь Христова называется еще Апостольскою, потому что Господь распространил и утвердил ее через святых апостолов, а главное, потому что Церковь непрерывно и неизменно сохраняет апостольское учение и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. Святые апостолы, получив дары Святого Духа в день Пятидесятницы, передавали их потом через священное рукоположение пастырям Церкви. И теперь Церковь видимо управляется преемниками апостолов — епископами. Видимая верховная власть в Церкви принадлежит Вселенским Соборам. Главнейшие части вселенской Церкви подчинены Патриархам, а меньшие области и города — митрополитам, архиепископам и епископам. Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь называется еще Православною, потому что она под руководством Духа Святого неизменно правильно и славно, сохраняет учение Иисуса Христа — правильно славит Бога.