Чаю воскресения мертвых.
В одиннадцатом члене Символа веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира. Воскресение мертвых, которого мы чаем (ожидаем), последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. Вера в воскресение мертвых была выражена еще Авраамом при жертвоприношении сына его Исаака; Иовом, среди тяжких его страданий: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога" (Иов. 19,25-26); пророком Исайей: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов" (Ис. 26,19). Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотью и одушевились духом (Иез. 37). Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых: "Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут... Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5, 25,28-29). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6,54). Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: "заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией... А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф. 22: 29, 31-32). Апостол Павел говорит: "Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15, 20-22). В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, они будут отличны от нынешних тел: будут духовны — нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Апостол Павел говорит: "сеется тело душевное, восстает тело духовное... не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся" (1 Кор. 15: 44, 51-52). Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного обратится в нетленный. Состояние душ людей, умерших до всеобщего воскресения, не одинаково. Так, души праведных находятся в предначатии вечного блаженства, а души грешников — в предначатии вечных мук, такое состояние душ умерших определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека. Это ясно видно из притчи Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19-31). На это же указывает и апостол Павел, когда говорит: "имею желание разрешиться (умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше" (Флп. 1, 23). Смерть имеет важное значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов и начинается время воздаяния. Но так как частный суд есть суд не окончательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже совершенно избавиться от них по молитвам Церкви, а также через благотворения, совершаемые за них живыми. А особенно же через принесение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой. С этой целью и установлено в Православной Церкви поминовение усопших, которое всегда совершалось с самых времен апостольских. Это видно и из первой христианской литургии святого апостола Иакова: в ней поминовение усопших составляет одну из главнейших частей. Святой апостол Иоанн говорит: "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь" (1 Ин. 5, 16). Святой апостол Павел в послании к епископу Тимофею пишет: "Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2,1-4). Святой апостол Иаков говорит:"Признавайтесь друг пред другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5,16). Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, потому что у Бога нет мертвых: все живы. Сам Господь Иисус Христос сказал: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38). Святой апостол Павел писал христианам: "а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, –– всегда Господни" (Рим. 14, 8). Еще в Ветхом Завете совершалась молитва за умерших: "Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего, за то и постигли нас бедствия. Не вспоминай неправд отцов наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время, ибо Ты –– Господь Бог наш, и мы прославим Тебя, Господи" (Вар. 3, 4-6). Иуда Маккавей молился и приносил жертву за умерших воинов (2 Мак. 12. 39-45). Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так, особенно, и на Священном Предании. БЕСЕДА О ВСЕОБЩЕМ ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ Истина всеобщего Воскресения мертвых ясно и определенно раскрыта в Священном Писании. Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и всеправедном. Еще в Ветхом Завете, на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых. И вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали Отечества Небесного. Через пророка Осию Господь сказал: "От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня" (Ос. 13,14). В Новом Завете Господь Иисус проповедует о воскресении мертвых ясно и определенно: "Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут... и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Ин. 5, 25, 29). Спаситель подтверждает проповедь о воскресении таинством причащения: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6, 54). Когда Спаситель говорит о цели Своего пришествия на землю, указывает именно на жизнь вечную: "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 15-16). Апостолы ставили истину воскресения мертвых выше всякого сомнения и доказывали ее самою тесною связью с воскресением Христовым и со всею проповедью евангельскою: "Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1 Кор. 15, 12-14,19-20). Кроме того, апостол Павел указывает на явления в видимой природе, которые убеждают нас в истине воскресения: "Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1 Кор. 15, 35-44). Сам Господь говорит: "если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин. 12, 24). Зерно, брошенное в землю, гниет, разрушается, тлеет, — и что же? Тем и кончается? Нет! Вырастает колос с новыми зернами, во всем подобными истлевшему. Не чудо ли это? Не очевидное ли свидетельство того, что Премудрый Творец в самой смерти полагает начало жизни и на разрушении созидает новое бытие? Так тайна воскресения мертвых всегда перед глазами нашими. Она видимо представляется нам в природе и утверждает нашу веру, и обличает наше маловерие. Но, несмотря на это, в нашем уме может возникнуть вопрос: "Как могут воскреснуть мертвые, когда тела умерших обращаются в прах и уничтожаются"? Как воскреснут мертвые? Так же точно, как начали жить ныне. Если Всемогущий Бог однажды дал нам бытие, то, очевидно, может и в другой раз дать его. Если Бог целый мир образовал из неустроенной, Им же сотворенной из ничего материи, то разве не может образовать снова тел наших из персти земной, и представить их теми же самыми телами и в том же самом, только обновленном, виде? Господь уже образно показал пророку тайну воскресения нашего из мертвых. Тому представилось в видении поле, усеянное сухими костями человеческими. Их этих костей, по Божию слову, изрекаемому Сыном человеческим, образовались составы человеческие и, может быть, тем же самым способом, как было и при первобытном сотворении человека, потом оживотворил их Дух. По слову Господню, изреченному пророком, сначала произошло движение в костях, стали соединяться кость с костью, каждая в свое место; потом связались жилами, облеклись плотью и покрылись кожей; наконец, по вторичному таковому же гласу Божию, произнесенному Сыном человеческим, вошел в них дух жизни, — и все ожили, стали на ноги, и составили великое множество народа (Иез. 37, 1-10). Не так же ли последует и будущее воскресение мертвых? Чудны воистину дела Божий! Дивна исповедуемая нами святая вера! Так, праведным определением Божиим, и нашему бренному телу, как семени, суждено сначала умереть и истлеть, а потом опять воскреснуть. Места, где погребаются усопшие, суть нивы, в которых рукою смерти сеются наши тела, как семена. Земля — матерь наша — есть храмина, где среди тления сохраняется наше нетленное. "Сеется тело душевное, восстает тело духовное". Не для того Бог осудил нас на смерть, чтобы уничтожить Свое создание, но чтобы перевоссоздать его, соделать способным к будущей нетленной жизни.