Внешне молитвенное чувство проявляется в осенении себя крестом, в коленопреклонении и поклонах – малых (поясных) и великих (земных, касаясь земли коленями, руками и головой).
Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяем три первые пальца вместе, а два остальных – безымянный и мизинец пригибаем к ладони. Тремя соединенными пальцами прикасаемся ко лбу, к животу, к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся.
Соединение трех перстов означает нашу веру в Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два же пригнутые пальца означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества – есть Бог и человек, и ради нашего спасения сошел с неба на землю.
Крестное знамение полагаем на лоб, чтобы освятить ум и мысли наши, на живот – чтобы освятить сердце и чувства, на плечи – чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших.
Крестное знамение символизирует призвание имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается обычно при словах «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы, и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.
Как не подобает призывать имя Божие всуе, то есть без надобности и благоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно. Когда священник благословляет, произнося «Мир всем», надо поклонится, не совершая крестного знамения; при осенении же крестом полагаем и мы на себя крестное знамение.
Поклонами мы выражаем благоговение наше к Богу и покаянные чувства. Земные поклоны, столь частые в дни покаяния и поста, особенно Великого поста перед Пасхой, не принято совершать в дни общей духовной радости – в воскресные дни, в великие праздники, от Пасхи до Дня Святой Троицы и от Рождества до Богоявления.
Причастившись Святых Христовых Тайн, не делаем земных поклонов в тот день. Коленопреклонение, то есть стояние на коленях, бывает в храме во время чтения особых коленопреклонных молитв. Молиться нужно благоговейно и неспешно, со вниманием и не суетясь, ибо молитва – это беседа с Богом. Если времени мало, лучше прочесть одну-две молитвы, отложив остальные на удобное ближайшее время.
Если при чтении книги важно не столько прочитать её, сколько поразмыслить над ней, если в обычной беседе важно не только сказать, но и выслушать другого, то тем более, читая молитву, следует подумать над словами её и, произнеся молитву Богу, нужно выслушать и ответ Его.
Настоящая молитва создает особую настроенность жизни христианина и определяет его поступки, его поведение, и в этом – результат молитвы, ибо не напрасно сказал Господь: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи! – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7.21).