Храм («церковь») – это дом Божий, где незримо присутствует Господь, и куда мы приходим для общения с Ним. Пожалуй, это единственное место, где можно укрыться от бурь и невзгод жизни, от житейской суеты и нравственной грязи, где можно почерпнуть силы для противостояния злу, где Сам Спаситель обещал нас утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и бремененные, и Я упокою вас» (Мф. 11:28).
Однако сегодня многих, для которых дорога в храм еще не стала привычной, пугает незнание правил поведения в храме, боязнь сделать что-то не так. Большинству из них трудно ориентироваться в церкви, они не знают куда встать, как помолиться. И все же для кого приход в храм – не веяние времени, не мода, не желание удовлетворить свое любопытство, а осознанный шаг, стремление глубже понять христианскую веру, могут помочь духовные книги, добрые люди и, будем надеяться, наши советы.
Итак, мы отправляемся в храм. Не стоит, наверно, говорить о том, что в церковь следует идти опрятно и скромно одетым. Не нужно наряжаться в кричащую и яркую одежду, женщинам не принято быть одетыми в брюки, им следует покрыть голову платком или шарфиком. При этом надо помнить, что Бог видит нас не только снаружи, но и внутри: наши мысли, чувства. Их-то и нужно в первую очередь привести в порядок, отправляясь в храм. Следует успокоиться, не думать ни о чем постороннем, ни на кого не сердиться. Если на кого-то есть обида, нужно постараться помириться.
Всякий православный при виде храма осеняет себя крестным знаменем, помня, чей это Дом. Прежде чем попасть собственно в храм, мы вступаем на паперть, проходим притвор – заднюю часть храма, предназначенную для оглашенных (тех, кто только собирается принять таинство крещения) и кающихся. Отсюда мы попадаем в среднюю часть храма, где происходит Богослужение.
Войдя в храм, и трижды перекрестившись, мы подходим к свечному ящику. С маленькой восковой свечи начинается наше практическое христианство. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей. Святые отцы учат нас, что чистый воск означает чистоту людей, приносящих свечу. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности слушаться Бога, исполнять Его заповеди. Горение свечи означает обожение человека, его преображение действием огня божественной Любви.
Кроме того, свеча – это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви ко Господу, Матери Божией, ангелам, святым. Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей.
Их покупка – наша жертве Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Те, кто часто ходят в храм, ставят обычно несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви, к образам Спасителя и Богородице. Можно поставить свечку любому святому или святым. Иногда можно услышать: «Не пойду в Храм, нет денег».
Не следует смущаться, что Вы пришли в храм и не смогли купить даже и одной маленькой свечки. В нынешнее непростое время это может случиться с каждым. В таких случаях святые отцы советуют: «Нет денег на свечку, стой сама как свеча и молись!» Пусть Вас не смущают разговоры о том, что свечку надо ставить и передавать только правой рукой, что если она потухла, то будут несчастья; что опалять нижний конец свечи для устойчивости на подсвечнике – грех и так далее. Все это околоцерковные суеверия.
Богу приятна свеча, но горение нашего сердца Он ценит гораздо больше. Помните об этом! И еще одно не следует забывать: наше участие в богослужении не ограничивается свечкой. Многие, впервые приходящие в храм, покупают свечу и, поставив ее перед иконой, уходят. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная Божественная благодать. Ее же Вы получите, если вместе со всеми помолитесь за Божественной литургией.