ПЕРЕХОДЯЩИЙ ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК
Совершается в сороковой день по Пасхе (всегда в четверг)
Со времени Воскресения Господь Иисус Христос уже не был со Своими учениками все время, но лишь иногда неожиданно являлся им и так же внезапно становился невидимым. Однажды, когда Христос вдруг встал посреди учеников, как об этом рассказывает евангелист Лука, они, смутившись, испугались и подумали, что видят духа.
Но Господь указал им на Свои руки и на Свои ноги: «дух плоти и костей не имеет» — и ел перед ними поданную Ему рыбу и мед. Плоть Господа не была призрачной, но, воскресшая, победившая смерть, она не подлежала законам земной природы. В прощальной беседе с учениками, ввиду приближающихся крестных страданий и искупительной смерти, Господь говорил: «Я исшел от Отца и пришел в мир и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин. 16, 28).
И потом по Воскресении Своем, Он снова повторил Марии Магдалине: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20,17). Воскреснув, Господь принадлежал уже не столько земле, сколько небу. Подвиг Его земного служения окончился, и теперь Сыну Божиему надлежало войти в славу Свою, которую Он имел «прежде даже мир не бысть».
В земной жизни Иисуса Христа заключается величайшая тайна: не оставляя недр Отца Своего, Сын Божий воплотился от Девы Марии и, «с земными пожив как человек, с горы Елеонской вознесся во славе и падшую нашу природу, милостиво вознесши, посадил со Отцом Своим». Празднуя Вознесение Господне, Церковь вспоминает и другую его сторону: венчая Пасху, Вознесение подготавливает Пятидесятницу, пролагая путь к схождению в мир Духа Утешителя, к созданию на земле Церкви Христовой.
На Тайной Вечере Господь говорил ученикам: «Лучше для вас, чтобы я пошел, ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам» (Ин. 16, 7). То же Он подтвердил и перед Своим Вознесением: «Примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями» (Деян. 1, 8). И, сказав это Господь поднялся на глазах учеников, и облако взяло Его из вида их. «И когда они смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, каким вы видели Его восходящим на небо».
Вознесение Сына Божия есть видимое сокрытие Его до времени Второго пришествия, когда Он приидет так же «нечаянно и непредвиденно», так же «явно и торжественно», так же «на облаке и с телом». Но одновременно с воспоминанием о видимом сокрытии Сына Божия и обетовании Второго пришествия Церковь вспоминает и слова Христа, сказанные Им перед Вознесением: «Я с вами во все дня до скончания века» (Мф. 28, 20).
Посылая в Пятидесятницу Духа Святого, созидая на земле Церковь, Христос Сын Божий, несмотря на Свое видимое сокрытие, пребывает на земле в Своем Теле — Церкви, одновременно пребывая с Отцом на небе. Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы (Кондак праздника, глас 6-й)