ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПЕРЕХОДЯЩИЙ ПРАЗДНИК
Празднуется на пятидесятый день после Пасхи. Всегда в воскресенье
На пятидесятый день после Пасхи евреи вспоминали вручение Моисею на Синае скрижалей Завета, Апостолы же вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми и прочими верующими находились в одном доме в Иерусалиме.
Избрав по жребию Матфея двенадцатым Апостолом вместо Иуды, они ожидали прихода «иного Утешителя», как повелевал им Господь перед Вознесением. Был третий час дня по еврейскому счету времени (по-нашему – девятый час утра).
Вот как описывает дальнейшие события автор книги «Деяния Св. Апостолов»: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, и явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на языках».
На праздник в Иерусалим собиралось много людей из разных стран. Услышав этот шум, сбежался народ и пришел в смятение, так как каждый услышал учеников, говорящих на своем наречии, и спрашивали: «Разве не все они галилеяне?». Изумляясь и недоумевая, они решили, что те пьяны, но Апостол Петр встав вместе с остальными одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, (Иоил. 2, 28-32) и что Иисус Христос, которого распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа: ««И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения… И на рабов Моих… излию от Духа Моего, и будут пророчествовать…»
Итак Он, приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите... Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов,— и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним… Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось душ около трех тысяч... (Деян. 2, 32, 38-39, 41).»
В этот день Дух сошел на весь мир, но принять Его готовы были лишь объединенные единою верою в воскрешение Господа. Дар Святого Духа дан был лично каждому, но тогда, когда «все вместе единодушно» (Деян. 2, 1), как пребывали Апостолы вместе с Матерью Божией в ожидании сошествия Духа. Пятидесятница продолжается в Церкви, дар Божий разделяется, чтобы сойти на каждого и снова всех соединить.
Пятидесятница, созидающая Церковь,— противоположность разделению языков строителей Вавилонской башни, когда люди из-за гордости перестали понимать друг друга, разделились и рассеялись. Об этом и говорится в кондаке праздника: «Когда сошел, слил языки, объединил народы. Ты, Который раньше разделил язычников. А когда Ты раздал огненные языки, тогда Ты всех призвал к объединению» (русский перевод).
На другой день после Пятидесятницы Церковь празднует День Святого Духа, исходящего от Отца и посылаемого Сыном на Свою Церковь, созидающего Ее как Тело Христово. На каждой Литургии после причащения хор поет стихиру из службы Пятидесятницы: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго...» — чем исповедует наше таинственное духовное приближение через пределы времен к моменту сошествия Святого Духа на Апостолов.