ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК 6 (19) января
В этот день к Иоанну Предтече, крестившему в Иордане во оставление грехов, пришел из Назарета Господь Иисус Христос. Иоанн, считавший себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься у Тебя, а Ты приходишь ко мне». Но Иисус сказал ему: «Оставь теперь» т.е. не удерживай Меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду», т.е. исполнить сказанное в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн допустил Его. Погрузившись в Иордан, Иисус тотчас вышел из воды и молился.
В этот момент Иоанн видел, как небеса разверзлись и Дух Божий в виде белого голубя спустился на Иисуса и слуха его достиг голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так были явлены все три лика Пресвятой Троицы, поэтому праздник этот называется еще Богоявлением или праздником Светов, ибо Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной».
В навечерие Богоявления в воспоминание обычая древней Церкви крестить в этот день оглашенных, бывает водосвятие, а после Литургии в самый праздник то же водоосвящение повторяется на реках и источниках в воспоминание самого Крещения Господня. Церковь молится: "Сотвори ю (её) нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, супротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполненную. Да вси почерпающии и причащающиеся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой просьбе изрядную".
Водосвятные молебны совершаются и в другие праздники, но верующими людьми более всего ценится именно крещенская вода. Преп. Иоанн говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы «водами погребсти человеческий грех, исполнить закон и подать нам образ и пример Крещения». Обычное иудейское омовение не освобождало от грехов совести: воровства, прелюбодеяния, но очищало лишь от телесной нечистоты — от прикосновения к костям умершего, от вкушения нечистой пищи и т. п. Иоанн увещевал «сотворить плод достоин покаяния» и переходить от порока к добродетели, он не был властен отпускать грехи, очищать душу и подавать Дар Святого Духа. Ап. Павел почитал недостаточным для христиан крещения водою и возлогал руки на верующих для передачи Дара Святого Духа (Деян. 19, 1—6).
Апостолы получили этот Дар в день Св. Пятидесятницы и передали при «апостольском крещении», которым и теперь крестятся. Господь же крестился Иоанновым крещением, не имея нужды ни в отпущении грехов, ни в получении дара Духа, так как плоть Его изначально была произведена Духом Святым, но чтобы явить народу Святую Троицу и научить кротости.
Святая Церковь учит в этот день достойно хранить благодатные дары Св. Крещения, чистоту крещальных одежд: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостяся».
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ
День навечерия Богоявления (18 января) торжественно чествовался нашими предками и был в народном сознании чрезвычайно святым. Всякий считал своим священным долгом непременно побывать в храме и сообразно требованиям Церковного Устава постился в этот день до освящения воды.
Сегодня Уставом положен пост ради освящения кроплением и вкушением святой воды. А так как после навечерия полагается вкушать сочиво или кутью с мёдом, то канун Крещения называется Сочельником. Есть рыбу в этот день считалось грехом и масло тоже не вкушалось. После навечерия Богоявления, как и в самый праздник (для охранения от воздействий злых духов), принято начертывать мелом кресты на окнах, других видных местах зданий, в подсобных помещениях и хозяйственных постройках. В сам праздник Богоявления (19 января) после Литургии бывают крестные ходы на "Иордань".
В этот день вода освящается в реках, а там где их нет, то каких-то других водоёмах. На Руси существовал обычай в этот день купаться. Делали это в основном те, кто на Святках переряжались, гадали или как-то иначе грешили, суеверно приписывая этому купанию очистительную силу. (То есть грешили ещё раз, так как такие грехи может разрешить только священник и только после исповеди). ''Сегодня, купание в зимней проруби становится всё более популярным. Пример тому - Свято-Духовский приход города Нефтеюганска (Тобольско-Тюменская епархия), где для этого по благословению настоятеля братия прихода во главе с Андреем Харлачёвым устраивает специальный городок с вырезанным во льду крестом, из которого после освящения народ будет черпать воду и чуть ниже по течению - купель и раздевалки.
Первое погружение по традиции делает сам настоятель, а потом он же, одевшись, крестит оглашенных и погружает всех желающих. При этом, не забывая периодически "кропить" зевак водой из проруби с помощью ковшика. Кропило на двадцати (и более) градусном морозе очень быстро превращается в ледяную булаву.
Первое погружение из нескольких человек состоялось в 1995 году, в 1996 году желающих было уже десятки человек, а в 1997 году, когда праздник пришёлся на воскресенье, погрузившихся было уже сотни. В 1998 году погружения были закончены только к четырём часам дня.