Литургии в Великую Пятницу не совершается, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву за грехи человеческого рода. Церковью вспоминается смерть Иисуса Христа, снятие Его тела с Креста и погребение в гробнице тайным Его учеником — Иосифом Аримафейским.
Утром Страстной пятницы Иисуса отвели в преторию к Понтию Пилату, от которого необходимо было получить утверждение смертного приговора. Пилат был недоволен тем, что его в это вмешивают. Он удаляется с Иисусом и беседует с Ним наедине. Пилат после беседы решил по случаю праздника предложить народу отпустить Иисуса. Однако толпа, подстрекаемая первосвященниками, требует отпустить не Христа, а Варавву. Пилат колеблется, но в итоге приговаривает Христа, однако, при этом не использует формулировку первосвященников.
После бичевания на Иисуса надевают багряницу, венец из терновника и дают в руки жезл, чтобы осмеять Иисуса — «Царя Иудейского». В таком виде Его выводят к народу. Иисус приговорен к позорной казни через распятие на горе Голгофе вместе с двумя разбойниками. Приговоренный должен был сам нести крест до места казни. За Христом по Крестному пути следовали плачущие Матерь Божия и другие женщины, а так же Симон Киринеянин, помогавший Ему нести крест.
И распят был Иисус меж двух разбойников — Дисмаса и Гестаса, получивших прозвание Благоразумного и Безумного разбойников. А над головой Его к кресту была прикреплена табличка с надписью на еврейском, греческом и латинском языках: «Царь Иудейский».
Чтобы ускорить смерть распятых (был канун пасхальной субботы, которая не должна была омрачаться казнями), первосвященники приказывают перебить им голени. Однако Иисус Христос был уже мертв. Иосиф из Аримафеи пришел к прокуратору и просил разрешения, чтобы снять тело Иисуса. И Пилат позволил. Другой почитатель Иисуса, Никодим, помог снять тело с креста. Вместе они подготовили тело Христа для погребения, завернув Его в саван с миррой и алоэ и положили во гробе, высеченном в скале.
На вечерне, при пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое...», священнослужители поднимают Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа.
Плащаница остается на середине храма до начала ночной Пасхальной службы. Все это время православные христиане держат особо строгий пост и воздерживаются от развлечений, вплоть до наступления праздника Пасхи.